... но впечатления описать ленилась -__-"

Кузница оказалась книгой неожиданной во всех смыслах. Во-первых, конечно, я никогда не прекращала верить в то, что перевод от Киницика Карбарна будет. Однако, вера - это одно, а само появление перевода... стало внезапным чудом. Во-вторых... собственно книга. Отличается от Малазанского десятикнижия по стилю, настроению, динамике...

Самой "Малазанской" сценой можно назвать пролог (и небольшое послесловие) - обращение одного поэта к другому. Это и неудивительно, ведь только эта сцена происходит, похоже, в настоящем (или близком к нему) времени относительно Книги Павших.
Основные же события романа - глубокое прошлое. И мир был иным. Многих знакомых героев встретим мы на страницах... но они окажутся юными. Яркие, полные жизни, неотягощённые грузом прожитых столетий, совершённых ошибок, вины. Кузнице Тьмы только предстоит перековать их. И это обстоятельство подводит нас к различию атмосфер циклов.
Несмотря на всё страшное, что происходит с героями Книги Павших, для меня она всегда полна света. Надежды такой мощной, что она переполняет, вызывает ощущение лёгкости, пустоты, в которой можно расправить крылья и лететь свободно. Сердце порой рыдает над строками. Но эти слёзы - всегда облегчение. Всегда сохраняется некая струна человечности. Которая превыше всего. Люди и страшны в своих поступках, и невероятно благостны. Они обладают бесконечным ресурсом уничтожения... и столь же бесконечным - созидания. Это рождает веру в героев - в каждого из них.
Атмосфера же первого романа Харкенасской трилогии подобна грозовой туче. Мы точно знаем, что там, за ней, выше - чистое и прекрасное небо. Но туча давит, ослепляет, ложится на плечи тяжким грузом. Мир на пороге чудовищных событий - и гражданская война, назревающая среди народа тисте, - лишь одно из них. Герои кажутся крошечными, точно муравьи, они беззащитны перед ударом стихии. Сами боги предстают почти неотличимыми от смертных - за них боишься точно так же, как и за прочих героев (в Малазане как раз наоборот - многие смертные выглядят столь громадными - в своей способности сопереживать - что посрамили богов).
Так же в Кузнице значительно меньше смешных сцен. Лично мне, как это не странно, больше всего запомнились в этом смысле* приключения трёх сестёр, настолько чернушные, что становятся гротескными, почти пародируют детские ужастики.
И, если каждая часть Книги Павших раскрывает перед читателем эпичнейшие батальные полотна, то Харкенас - нашёптывает о политических интригах, махинациях, тайных целях и способах их достижения. Вся книга - расстановка фигур для одной громадной шахматной партии, которая так или иначе изменит всё.
А ещё, Харкенасская трилогия - хронологически - приквел Малазана. Но, без сомнений, читать её нужно только после Книги Павших. Прошлое отвечает на вопросы, заданные будущим. Безусловно, в этом есть немалая доля очарования.
Я буду с большим интересом ждать "Падение Света". И, конечно, Кузницу надо будет перечитать


* PS Ну, ещё пассаж Владыки Ненависти про староджагутский был великолепен. Но мы ведь от него меньшего и не ждали